Номинанты премии «Онегин» 2022

«Аида» Дж. Верди
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Е. Михайленко, К. Вязникова, И. Гынгазов, А. Тихомиров, А. Исаев, Г. Соловьев и другие.

Опера «Аида» вернулась в «Геликон» в новом обличье, и это неудивительно, ведь с первого ее появления в репертуаре театра прошло 26 лет. Та «Аида» стала сенсацией сезона 1995/1996, «оглушительным прорывом, поставившим «на уши» всю Москву».

Новую постановку подготовила творческая команда, которую возглавляет народный артист России режиссер Дмитрий Бертман. Вместе с ним – эстонский художник Тауно Кангро и Ростислав Протасов, за костюмы отвечает знаменитый театральный художник из Санкт-Петербурга Ника Велегжанинова, музыкальная часть – на главном дирижере театра Валерии Кирьянове, умело сочетающем в своем подходе бережное отношение к партитуре с самыми новаторскими музыкальными решениями и неожиданными акцентами. Световую партитуру создает художник по свету Денис Солнцев.

Древняя, как сам Египет, загадочная история любви и противостояния добра – злу, и в наше время волнует и творцов, и публику: «Аиду» ставят по всему миру, в Метрополитен-опера этот спектакль исполнялся более 1000 раз!

Современный мир требует нового осмысления. Режиссер и художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман известен своими неожиданными решениями и загадками, и «Аиду» не стала исключением – свежий взгляд на знаменитую оперу подарил театральному миру спектакль, который удивит даже самых искушенных поклонников и знатоков оперы.
«Аида» меня привлекает своей невероятной историей любви – это очень камерная опера, в ней фокус – на крупный план героев. Это масштабное оперное полотно состоит на самом деле из арий, дуэтов, терцетов, а массовые сцены – как противовес человеческой истории», - говорит режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Бертман.

«Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарт
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НОВАТ)
А.Акимов, Д. Белозор, Г. Гурьев, А. Денисов, С. Файнберг, Е. Целикова и другие.

«Свадьба Фигаро» – это комическая опера Вольфганга Амадея Моцарта, написанная по мотивам пьесы французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Литературный первоисточник для оперы значительно переработал итальянский либреттист Лоренцо да Понте. «Свадьба Фигаро» до сих пор остается одной из любимых опер во всем мире - в ней есть интрига, обаятельные персонажи, блистательная стихия игры, но и проникновенные лирические моменты, глубокий драматизм. 

Сюжет оперы разворачивается в доме графа Альмавива вокруг предстоящей женитьбы Фигаро и Сюзанны. Ловкий и предприимчивый Фигаро - правая рука и самый близкий помощник графа Альмавивы - узнает от своей невесты, которая в свою очередь служит жене графа Розине, о недвусмысленных знаках внимания со стороны Альмавивы. Фигаро собирается проучить своего хозяина, вовлекая в хитроумную компанию своих друзей и даже супругу графа... 

На сцене НОВАТа «Свадьба Фигаро» представлена в постановке Вячеслава Стародубцева. Музыкальный руководитель – Дмитрий Юровский.

«Риголетто» Дж. Верди
Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
В. Дмитрук, Л. Гайсина, Н. Лагвилава и другие

Новую постановку в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко осуществил Владимир Панков – художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, основатель театра «SounDrama». Это первое обращение к жанру оперы режиссера, известного своими неожиданными опытами синтеза музыкального и драматического искусства. Он работал со своими постоянными соавторами – художником Максимом Обрезковым и хореографом Екатериной Кисловой. Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер театра Феликс Коробов. В спектакле принимают участие солисты оперы, артисты балета, хора и миманса.

Режиссер-постановщик оперы Владимир Панков:

«Для меня жанр «Риголетто» – «страшная сказка». С одной стороны, музыка Верди – это бурлящее шампанское; c другой стороны – перед нами настоящий триллер, детектив, хоррор, бандитская история.

Мы много спорили с художником Максимом Обрезковым о том, как должна выглядеть эта история. В конце концов возникли два образа, важных для нашей постановки – зеркало и маска. Зеркало – это совершенный портал в другой мир. А маска – это Италия, отсылка к старым итальянским постановкам. С масками соседствуют современные костюмы. На сочетании этих временных полюсов и строится спектакль. Происходит соединение современного и архаического театра».