Номинанты премии «Онегин» 2022

«Любовь к трем цукербринам» К. Комольцев
Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И. Сац
Автор идеи и режиссер - Г. Исаакян

В основу идеи футуристической трилогии «Я, робот» и AR-оперы «Любовь к трем цукербринам» легли выдающиеся тексты крупнейшего российского писателя современности Виктора Пелевина, который с разных сторон рассматривает одну и ту же тему: болезненное столкновение человеческого сознания и искусственного разума, их сложные взаимоотношения. Тема взаимодействия искусственного интеллекта и человека и станет главной и в трилогии, и в опере «Любовь к трем цукербринам» , автором идеи и режиссером которой стал художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян.

«Мы уже много лет живем наполовину, а, может, и на две трети в виртуальном пространстве, в мире социальных сетей, и все больше зависим от них, при этом даже не успевая осознать степень этой зависимости. Но большие писатели ХХ-го/начала XXI-го века начали формулировать эти проблемы уже давно. При помощи текстов выдающегося писателя-мыслителя современности Виктора Пелевина мы можем попробовать уже сегодня, когда предсказанное будущее стало реальностью, задать себе вопросы: а мы разобрались с тем, как эти этические и гуманистические проблемы решать? Или мы все еще в поиске?, – говорит Георгий Исаакян. – Мы уверены, что именно благодаря театру, его уникальной гуманистической природе, обсуждение этих ключевых вопросов современного бытия может стать гораздо более «очеловеченным». Ведь часто мы воспринимаем тексты – даже выдающиеся – как отвлеченную литературу. Но чудо театра в том, что отвлеченный текст вдруг превращается в живую эмоцию, в человеческий смех, в слезы. И в этом соединении мы и можем попробовать нащупать хотя бы приблизительные ответы на «проклятые» вопросы ближайшего будущего».

Важнейшей составляющей футуристической трилогии «Я, робот» станут современные технологии. Во многом их использование – настоящий эксперимент, прорыв в сочетании живого театра и ультра-современных компьютерных и визуальных систем: технологии добавленной (AR) и виртуальной (VR) реальности, динамических голограмм, «умного» и компьютерно-синтезированного звука и многих других передовых разработок.

На территории музыкального театра эти опыты будут одними из первых – и даже в принципе первыми в своем роде. В результате такого уникального эксперимента возникнет новая театральная вселенная, где разные виды искусства – театр, литература, музыка – в сочетании друг с другом, новейшими технологиями, последними достижениями науки и IT-сектора дадут некий магический четвертый результат, в котором и содержатся ответы на важнейшие вопросы современности.

Мировая премьера оперы по роману В. Пелевина «Любовь к трем цукербринам» станет вехой в культурной жизни Москвы и России, впервые подняв в российском музыкальном театре вопросы взаимодействия человека и искусственного интеллекта и впервые использовав на музыкальной сцене новейшие научные разработки и технологии современного мира.

«Дитя и волшебство» М. Равель
Воронежский государственный театр оперы и балета

«Дитя и волшебство» Мориса Равеля — масштабное театральное полотно гения музыкального искусства начала ХХ века. Это тот спектакль, посмотрев который, маленький зритель начинает свое знакомство с миром оперы. А множество хореографических номеров погружает детей еще и в чарующую атмосферу танца. «Дитя и волшебство» — один из тех шедевров мировой культуры, что способны навсегда привить ребенку искреннюю любовь к музыкально-театральному искусству.

В основе сюжета оперы лежит история о непослушном ребенке, которого обиженные им предметы решают наказать. Благодаря волшебству главный герой совершает для себя открытия, которые заставляют его понять, что по-настоящему ценно, а что является пустым, искусственным. Ведь волшебство живет в каждом из нас и творится оно нашими руками, стоит только этого действительно захотеть. И лишь когда Дитя открывает в своем сердце новые для себя чувства и эмоции, он заслуживает прощение и возможность вернуться в реальный мир, к Маме.

Постановка спектакля осуществлена при поддержке женсовета Гражданского собрания «Лидер» за счёт средств, собранных в ходе проведения областного благотворительного вечера «Рождественские встречи».

Премьера в Воронежском государственном театре оперы и балета состоялась 1 октября 2021 года.

«История Кая и Герды» С. Баневич
Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича

Пусть Ханс Кристиан Андерсен и числится главным сказочником Европы, нельзя говорить, будто он писал только для детей. Лишь вырастая, мы можем по-настоящему оценить филигранное изящество его сказок. Написанные им истории нежны как звуки скрипок и флейт, но со страниц его книг то и дело веет ледяным скандинавским ветром. Андерсен не делает вида, будто в мире рядом с добром не соседствует зло, будто жизнь продолжается бесконечно, – но он показывает, как любовь, надежда и вера делают ненапрасным существование всего живого, будь то люди или розовые кусты.

 
Истории Андерсена заслуживают того, чтобы обрамить их звучанием оркестра, – ведь музыка, как и эти сказки, воздействует на сердце слушателя напрямую. И вот композитор Сергей Баневич вместе с поэтом Татьяной Калининой написал оперу «История Кая и Герды» по сказке «Снежная королева». В ней любовь противостоит ледяному холоду бездушной вечности. Настоящая самоотверженная любовь, а не просто желание иметь кого-то в своей собственности.