Номинанты премии «Онегин» 2024
Опера «Мастер и Маргарита» Сергея Михайловича Слонимского была написана в 1972 году. Слонимский был первым, кто музыкально интерпретировал этот сюжет. В 1972 году первый акт оперы был исполнен на сцене Ленинградского Дома композиторов. В зале присутствовали Георгий Товстоногов, Евгений Мравинский, Давид Ойстрах и Геннадий Рождественский, который стоял за дирижерским пультом.
Сразу по исполнении на «Мастера и Маргариту» был наложен запрет. «На следующий день в 10 утра в Союз композиторов позвонили и приказали размагнитить запись, – вспоминал Слонимский. – Но я по совету Рождественского пришел в 9 утра и переписал».
Только в мае 1989 года под управлением дирижера Михаила Юровского «Мастер» прозвучал в Москве. Это было концертное исполнение, не задействующее в полной мере возможности оперного театра. Сценическая же премьера состоялась в Гамбурге в 2000 году, но в переводе на немецкий язык, что, строго говоря, не вполне соответствовало оригинальному тексту.
Самарская постановка «Мастера и Маргариты» (2023) станет первым полномасштабным сценическим воплощением этой оперы в России!
По указанию Слонимского, «Мастер и Маргарита» – камерная опера в трех частях. Вместо обычного симфонического оркестра в ней используется принцип инструментального театра, где каждый инструмент трактуется как спутник действующих персонажей. Также в опере ощутимы черты лирико-психологической драмы, рок-оперы, а также элементы флорентийской оперы- начала XVII века – первых образцов оперного жанра.
Оригинально драматургическое решение «Мастера и Маргариты». Оно перекликается с композицией «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Аналогично «Страстям» опера открывается со сцены распятия, кульминация которой находится во втором акте, а монолог-повествование Маргариты подобен партии Евангелиста.
Как и в романе, время оперы протекает в двух измерениях – в мире евангельского повествования и в Москве 1920-30-х гг. Это «горизонтальный» аспект действия. Присутствует также и «вертикальный» аспект соотношения сцен, когда некоторые из них звучат синхронно, отражая одну сюжетно-сценическую ситуацию через другую.
Опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки была впервые представлена в Казани 26 августа 1874 года труппой П.М.Медведева. Эта дата стала точкой отсчета постоянных оперных сезонов в Казани. Впоследствии «Жизнь за царя» стала своего рода «визитной карточкой» медведевской труппы – этим же спектаклем открылся сезон в 1875 году. В мае 1899 года, в антрепризу М.М.Бородая, в роли Сусанина казанцы впервые увидели своего выдающегося земляка, на тот момент уже именитого певца, солиста Императорских театров Ф.И.Шаляпина. А уже осенью 1899 года «Жизнь за царя» дается в ознаменование 25-летия Казанской Оперы. В XX веке первая опера Глинки ставилась в Казани дважды – она шла с названием «Иван Сусанин» - в 1951 и 1968 г.г. В честь 150-летия Казанской Оперы на открытии Шаляпинского фестиваля-2024 была представлена премьера спектакля «Жизнь за царя» М.И.Глинки (2 и 3 февраля).
Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Действие первого произведения композитора в оперном жанре происходит в советской колхозной деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. В основе сюжета лежит история главной героини – председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед сложным выбором между чувством к молодому парню и профессиональным долгом.
По режиссёрскому замыслу Евгения Писарева спектакль полностью привязан к описанной в либретто исторической эпохе. Импрессионистическая сценография и почти документальные костюмы будут отражать двойственность музыки, в лирическую ткань которой вплетены современные авторам частушки и напевы. «Конечно, главное, это лирическая история о несостоявшейся любви, – уточняет режиссер-постановщик. – Об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить».
Главный дирижер театра Феликс Коробов давно мечтал поставить это произведение целиком: «Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в «Леди Макбет Мценского уезда».