Номинанты премии «Онегин» 2024

Алексей Тихомиров, партия - Князь Вязьминский
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета - НОВАТ
«Опричник» П. И. Чайковский

Лауреат международного конкурса

В 2003 году окончил Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова (дирижер академического хора, класс доцента Л.А. Дразниной); в 2006 году получил диплом по специальности вокальное искусство, (класс профессора Ю.В. Борисенко). Стажировался в Центре оперного пения Галины Вишневской 2004–2006 (класс профессора А.С, Белоусовой-Фадеичевой). С 2005 года - ведущий солист Музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана. На сцене «Геликона» исполняет партии Бориса («Борис Годунов»), Бориса Тимофеевича («Леди Макбет Мценского уезда»), Дона Базилио («Севильский цирюльник»), Короля Трефа («Любовь к трём апельсинам») и др.

С 2010 года Алексей Тихомиров является приглашенным солистом Большого театра России (дебютировал в партии Зарастро в опере В.А. Моцарта «Волшебная флейта» и в партии Пимена, «Борис Годунов»). С 2011 года на сцене ГАБТа исполнил партию Руслана в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», постановка Д. Чернякова, дирижер. В.Юровский (по случаю торжественного открытия после реконструкции Исторической сцены Большого театра России).

С 2015 года приглашённый солист Московского театра Новая Опера им. Е. Колобова, где исполняет партии Спарафучиле («Риголетто»), Собакина («Царская невеста»), Князя Галицкого («Князь Игорь»), Князя Гремина («Евгений Онегин»), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Бориса Годунова («Борис Годунов») и многие другие. Активно сотрудничает с российскими и зарубежными театрами. 

В 2006 году по приглашению Фонда Тосканини исполнил партию Спарафучиле на сцене Театра Дж. Верди в Буссето (Италия). Также исполнил партии Дона Базилио в Оперном театре Лимассола (Кипр, 2007); Собакина в Театре «Массимо Беллини» (Катания, Италия, 2008). В 2009 году дебютировал в Римской опере в партии Агамемнона в опере К. В. Глюка «Ифигения в Авлиде» под управлением Риккардо Мути; также под управлением Маэстро Мути принял участие в постановке оперы Дж. Россини «Моисей и Фараон» на Зальцбургском фестивале, исполнил басовую партию в Мессе «Solene» Л. Керубини в Венском концертном зале Musikverein принимал участие в исполнении «Vesperae solennes» В.А. Моцарта с оркестром Баварского радио и телевидения, Мюнхен, и «Stabat Mater» Дж. Россини с Оркестром Венской филармонии в зале Musicverein.

Постоянно сотрудничает с дирижерами Риккардо Мути, Зубин Мета, Владимиром Федосеевым, Михаилом. Плетнёвым, Владимиром Спиваковым, Михаилом Юровским, Владимиром Юровским, Дмитрием Юровским, Василием Синайским, Геннадием Дмитряком, Илмаром Лапиншем и другими.
 

Сергей Лейферкус, партия - барон Дюфоль
Михайловский театр
«Дама с камелиями» по мотивам оперы Дж. Верди

Сергей Лейферкус — выдающийся певец, завоевавший многие оперные сцены мира. Он получил образование в Ленинградской консерватории, по окончании которой долгое время работал в ленинградских театрах Музыкальной комедии, Малом оперном (ныне Михайловский) и Кировском-Мариинском. Интернациональная известность пришла к певцу в начале 80-х годов, когда его дебют с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Курта Мазура ознаменовал начало международной карьеры певца. 

Лейферкус начал сотрудничать с ведущими оперными театрами мира — такими, как Ковент Гарден, Венская опера, Опера де Бастий. Баритон стал постоянным гостем на оперных фестивалях в Эдинбурге, Брегенце, Глайндборне и Зальцбурге. 

Сегодня он уделяет внимание не только сценической работе, но также много выступает и с концертными программами в России и за рубежом. Он сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами и с такими выдающимися дирижёрами, как Зубин Мета, Сэйджи Озава, Валерий Гергиев, Неэме Ярви и многими другими. В репертуаре артиста более сорока оперных партий. Дискография Сергея Лейферкуса включает более 40 CD и DVD. Ведя активную исполнительскую деятельность, Сергей Лейферкус даёт мастер-классы и преподаёт в Берлине, Москве и Олдборо.

Ирина Шишкова, партия - Кармен
Михайловский театр
«Кармен» Дж. Бизе

лауреат международных конкурсов

Окончила Музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова по классу фортепиано и вокала, в 2011 году – вокальный факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс Г. Ханеданьяна). В 2008 году, студенткой второго курса, с успехом дебютировала на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета в заглавной партии оперы Ж. Бизе «Кармен»; впоследствии гастролировала с этим спектаклем в Сеуле. Также на сцене Новосибирской оперы исполнила партии Полины и Миловзора в «Пиковой даме» П. И. Чайковского и Зибеля в «Фаусте» Ш. Гуно.

В 2010–2023 годах была солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра. В феврале 2023 года вошла в состав мариинской оперной труппы.

На сцене Мариинского театра исполнила партии Композитора («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Ольги («Евгений Онегин»), Полины, Миловзора («Пиковая дама») – в операх П. И. Чайковского, Николетты, Клариче («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), Зибеля («Фауст» Ш. Гуно), Никлауса («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Маддалены («Риголетто»), Фенены («Набукко»), Флоры Бервуа («Травиата»), Амнерис («Аида») – в операх Дж. Верди, Весны («Снегурочка»), 
Ганны («Майская ночь») – в операх Н. А. Римского-Корсакова, Керубино («Свадьба Фигаро»), Дорабеллы («Так поступают все») – в операх В.-А. Моцарта, Асканио («Бенвенуто Челлини» Г. Берлоза),Гарсии («Дон Кихот» Ж. Массне), а также партию меццо-сопрано в балете Б. И. Тищенко «Двенадцать». Принимала участие в концертных исполнениях опер Н. А. Римского-Корсакова (Олесницкий, «Пан воевода»), К. В. Молчанова (Женька Комелькова, Рита Осянина, «Зори здесь тихие»), В.-А. Моцарта (Секст, «Милосердие Тита»), Дж. Россини (Анджелина, «Золушка»; Изабелла, «Итальянка в Алжире»). Участвовала в премьере мариинского спектакля «Травиата» (2015). Также в репертуаре певицы партии принцессы Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди), Иоанны д’Арк («Орлеанская дева» П. И. Чайковского), Кащеевна («Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова), Дидона («Дидона и Эней» Г. Пёрселла). Гастролировала в Южной Корее, США. Постоянная участница музыкальных фестивалей в России и за рубежом.

В 2011 году дебютировала на сцене Латвийской национальной оперы (Ольга, «Евгений Онегин»), на фестивале Crescendo (художественный руководитель – Денис Мацуев) и на сцене «Кеннеди-центра» (Вашингтон) с Уральским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. В 2013 году исполнила партию меццо-сопрано в кантате «Александр Невский» С. С. Прокофьева на Майорке с Оркестром Балеарских островов (дирижёр – Михаил Татарников), а также выступила в серии концертов Академии молодых певцов на таких сценах, как Большая опера Женевы, «Уигмор-холл» в Лондоне, Национальная опера Бордо, концертный зал Serate musicali в Милане, концертный зал церкви Сен-Пьер де Кюизин в Тулузе, «Театр принца-регента» в Мюнхене и «Брукнерхаус» в Линце. В 2014 году исполнила партию Ольги в опере «Евгений Онегин» на сцене Женевской оперы (постановка Роберта Карсена, дирижёр – Михаил Юровский). В 2015 году приняла участие в концерте ко Дню защитника Отечества в Кремле, исполнив арию из пролога к опере К. В. Молчанова «Зори здесь тихие» в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В 2014 году спела Ольгу («Евгений Онегин»; режиссёр Роберт Карсен, дирижёр Михаил Юровский) в Большом театре Женевы. В гамбургском Лайсхалле исполнила партию альта в цикле «Из еврейской народной поэзии» Д. Д. Шостаковича (2016), Реквиеме А. Дворжака (2017) и «Свадебке» И. Ф. Стравинского (2019). В 2018 году дебютировала на сцене Филармонии Куала-Лумпура (Малайзия), спев Ольгу, а в 2019-м там же исполнила партию Полины в «Пиковой даме». В мае 2022-го с успехом сыграла роль Кармен в опере на фестивале Granda в Большом национальном театре (Лима, Перу). В октябре 2022 года исполнила партию Амнерис в городе Эль-Гуна (Египет). 

С 2014 года сотрудничает с Михайловским театром, на сцене которого исполняла партии Любаши в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова (постановка Андрея Могучего), Ольги в «Евгении Онегине» (постановки Андрия Жолдака и Василия Бархатова), Керубино в «Свадьбе Фигаро» В.-А. Моцарта (постановка Вячеслава Стародубцева), Кармен в «Кармен» Ж. Бизе (постановка Начо Дуато), принимала участие в ряде гала-концертов. 

Конкурсы и награды

  • Первая премия Всероссийского конкурса оперных певцов им. А. С. Пирогова (Рязань, 2006)
  • Приз «Надежда» Международного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (Челябинск, 2006)
  • Премия «Лучший дебют» Международного конкурса оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2007)
  • Премия Международного конкурса оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2009)
  • Диплом Международного конкурса итальянской оперы Competizione dell’Opera (Дрезден, 2010)