Церемония награждения II Национальной оперной премии «Онегин» — интервью c Любовью Глазковой
10 октября 2017

Церемония награждения II Национальной оперной премии «Онегин» — интервью c Любовью Глазковой

В конце октября в Санкт-Петербурге пройдет значительное для российского оперного мира событие. 29 октября в Александрийском театре объявят лауреатов II Национальной оперной премии «Онегин» и состоится гала-концерт с участием Хосе Кура, Инвы Мула, Фабио Армилиато, Василия Герелло, Анны Самуил, Алексея Татаринцева, Алексея Тихомирова, оркестра «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело. Любовь Глазкова, член жюри и соучредитель премии «Онегина», рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» о молодой премии и готовящейся церемонии.

— Любовь, расскажите, пожалуйста, почему решили создать Национальную оперную премию «Онегин»? И насколько премия актуальна для современной ситуации, которая сложилась сейчас в оперном мире?

— Мне очень приятно это слышать, но идея создать оперную премию пришла в светлую голову моего коллеги, прекрасного певца и оперного менеджера Игоря Тарасова. Идея замечательная, очень своевременная и необходимая всем, кто имеет отношение к классическому вокалу и театру. Полагаю, мы вполне успешно справляемся с поставленной перед собой задачей создать единое оперное пространство России. Не секрет, что у нас, как и у всех, наблюдается некая самостийность что ли, разобщенность. Мне не кажется, что это хорошо. Вот, если в двух словах, наша идея

— объединить все театры России единым информационным и творческим полем.

— Какой резонанс новая премия получила у оперных театров России, насколько активно все участвуют в номинации?

— Я ничуть не удивлена, что премия сразу получила широкий резонанс у оперных театров, антреприз, независимых проектов, связанных с оперой. Это лишь доказало своевременность идеи о создании профессиональной оперной премии. Заявок было подано гораздо ботьше, чем мы могли ожидать, а на второй сезон цифра эта еще больше подросла. В нашей орбите большинство оперных театров России, причем я не делаю различий межзд так назывемыми ведущими театрами и театрами в провинции, география давно перестала быть решающим фактором в успешности театра — интереснейшие работы появляются в самых разные точках оперной карты России.

— Охват премии широкий — вся Россия. Расскажите, пожалуйста, как оргкомитет и жюри проводят отбор номинантов премии.

— Вполне традиционно — объявляется прием заявок. Экспертный совет отбирает лучших из лучших в различных номинациях, а жюри пытается найти консенсус относительно победителей. Выбор лучшего — это самая неприятная часть работы для меня как для члена жюри — оставлять кого то без награды, потому что я очень благодарный и доброжелательный зритель. Я бы награждала всех, кто в наше время самоотверженно трудится в севере классического искусства, они герои. У нас в жюри собрались поистине великие профессионалы, с ними ошибок быть не может.

— Что для вас стало открытием при подготовке премии второй год подряд? Какие основные отличия у оперных театров в регионах и центре?

— Настоящим открытием для меня стал уровень представленных спектаклей и певцов. В прошлом сезоне меня ожидало несколько поразительные находок — певцы мирового уровня, достойные лучших сцен мира, выставились и получили премпо. Что касается основных отличий театров — конечно, это уровень, так сказать, материального обеспечения. Если в стране культура финансируется по остаточному принципу, о чем можно говорить? С другой стороны, провинциальные театры, которые еле сводят концы с концами, выдают такой энтузиазм, такую волю к жизни, такое желание творить!

— Почему местом для церемонии вручения премий был выбран Санкт-Петербург?

— Санкт Петербург поистине культурная столица России. Несмотря на перегруженность культурной жизни Петербурга, оперная премия очень органично и сразу вписалась в череду событий, и без зрителя «Онегин» не остался. Александрийский театр — вообще место оперно–мистическое. В каждой кулисе мне чудились прекрасные образы Асенковой, Мюра — первая опера была показана именно в этом театре, лучше места и не придумаешь. Старый деревянный, как говорил велжий Бонисолли, театр с вековыми традициями — самое подходящее место для рождения нашего «Онегин».

— Какой город России неожиданно для вас оказался «самым оперным»

— можно ли сказать, что «лучшие кадры в Москве, Петербурге и мире

— преувеличение, миф»?

— Лучшие кадры давно уже не в Москве и Питере, эти кадры давно уже «люди мира». Изредка появляясь на родных сценах, прекрасные дивы и премьеры перемещаются по всему миру. Задача чиновников на местах, как я полагаю, сделать так, чтобы зритель смог послушать земляка на его родине, а не только в Большом или Мариинском или за границей. Знаете, какая моя заветная мечта? Чтобы в России провинциальные театры блестели бы также, как в других странах. Разве римская опера — фортпост итальянской оперы? Нет, это Ла Скала, театр не столичный. Но лобой певец за честь почтет получить контракт в Неаполе, Болонье, Хьюстоне или ЛосАнджелесе. Я хочу, чтобы любой город России стал самым оперным.

— Какую поддержку со стороны именитых оперных певцов получила премия? Что говорят профессионалы? И какое будущее у премии?

— В прошлом сезоне мы получили упрек в малозвездности. Упрек справедливый и вполне уместный. В этом году с нами практически весь цвет российской оперы. Я рада, что на наш призыв откликнулись и коллеги из–за рубежа. Любимый нами Хосе Кура, прекрасный Фабио Армилиато, волшебница Инва Мула, голос самой известной оперной певицы всех времен и народов дивы Плавалагуны из «Пятого элемента»... Так что профессионалы с нами. В этом году премия откроет новое социально ответственное направление — благотворительное сообщество «Онегин» устраивает благотворительный гала–ужин в пользу легендарного Николая Скотникова и других певцов, находящихся в трудной ситуации. Пожелайте нам удачи!

 

Санкт–Петербургские ведомости
Автор: Анна ИВАНОВА