II Национальная Оперная Премия «ОНЕГИН» — Интервью с Сергеем Лейферкусом
Учрежденная в прошлом году премия «Онегин» зарекомендовала себя на высоком уровне, по-корив сердца зрителей и оперных артистов. 29 октября на сцену Александринского театра выйдут звезды международной оперной сцены Хосе Кура, Анна Самуил, Васи-лий Герелло, Алексей Татаринцев, чтобы поздравить лауреатов из 25 оперных театров России. Специальным гостем премии станет Инва Мула, легендарный «голос» Дивы Плавалагуны из фильма «Пятый элемент» Люка Бессона. Нака-нуне грандиозного события журналисту «Инфоскопа» удалось пообщаться с пре-зидентом премии «Онегин» народным артистом РСФСР Сергеем Лейферкусом.
— Как возникла идея создания Нацио-нальной оперной премии «Онегин»?
— Сейчас в России около 40 оперных театров. А вокальной премии, способной оценить талантливых, но малоизвестных исполнителей, не было. Так появилась идея создать оперную премию нацио-нального охвата. Премия, которая была бы своеобразным голосом профессио-нального сообщества и помогала бы зри-телям расширить представление о поло-жении дел в российском оперном театре, география которого огромна: от Влади-востока до Владикавказа, от Краснодара до Якутска. «Онегин» был создан с целью популяризации российского оперного ис-кусства в первую очередь на родине: ведь весь мир уже рукоплещет российским звездам оперы Дмитрию Хворостовскому, Анне Нетребко, Ольге Бородиной и Иль-дару Абдразакову, но в стране есть и еще таланты, не совсем известные широкой публике и миру.
— Почему премия носит такое имя?
— «Онегин» играет в моей жизни важную роль. Когда в 1983 году Юрий Те-мирканов в Кировском театре осуществил постановку оперы «Евгений Онегин», то эта постановка была выдвинута на Госу-дарственную премию СССР. Благодаря роли Онегина я получил государственную премию. Долгое время эта роль была моей визитной карточкой.
Мы очень долго думали, как назвать премию, решили, что название должно быть понятно всем. А «Евгений Онегин» является любимым произведением мно-гих людей, живущих в России.
— Как проходит отбор конкурсантов?
— Оперные театры России получают письма от комитета с предложением вы-делить людей, которые могли бы номини-роваться на премию в разных категориях. Театр предоставляет видеозапись спекта-кля, и члены жюри, отсмотрев все запи-си, выбирают лучшие работы для разных номинаций. Это может быть и начинаю-щий артист — номинация «Дебют», — и человек, который уже очень много лет проработал на сцене — номинация «Ле-генда». В прошлом году в этой номинации был представлен Владимир Атлантов. Он уже давно не поет, но является челове-ком известным на весь мир, он создал незабываемую галерею образов на сцене. И когда такие люди получают премию, они понимают, что их помнят и любят — это очень приятно. Ведь самое ценное, что есть на этой земле, — память. В этом году в номинации «Легенда» будут пред-ставлены два народных артиста Советско-го Союза.
— Сколько театров представлено в этом году, их количество увеличилось?
— По сравнению с прошлым годом количество участвующих театров воз-росло. Заявки прислали Новосибирский театр оперы и балета, Саратовский театр оперы и балета, театр «Геликон-опера», Якутский театр оперы и балета — и это далеко не весь список новых участников. Однако мы столкнулись с тем, что многие театры настолько загружены, что у них нет возможности остановить рабочий процесс и принять участие в конкурсе. Но и театры, которые откликнулись, пред-ставляют множество городов по всей России.
— Кто может стать лауреатом «Оне-гина»?
— Лауреатами становятся не толь-ко молодые исполнители, но и люди, которые уже проработали в театре курса», то сразу понимаешь, что человек много работает и он достоин того, чтобы слушать. Лауреат премии — это уже при-ставка к имени. В какой-то степени у чело-века должно присутствовать тщеславие, потому что без него не добиться ничего.
— Какими еще качествами должен обладать оперный певец, чтобы добиться мирового признания?
— Я начал свою интернациональную карьеру в 90-е годы, сначала меня пригласили выступить в Берлине, за-тем были еще короткие постановки или спектакли в разных странах, но вместе с тем я пел все свои спектакли также и в Кировском театре. Потом по кон-тракту уехал работать в Королевский театр Ковент-Гарден. Я начинал с очень маленького гонорара. Успевал работать и в России, и на Западе. Это очень важно, когда ты не сидишь на одном месте. Нужно быть очень организованным, иметь железную силу воли и хорошее здоровье, важны бойцовские качества — тогда есть все шансы добиться большого международного успеха.
Материал предоставлен редакцией журнала Инфоскоп.