«Теперь – сходитесь»
В конце лета музыкальная общественность России была оповещена об учреждении новой национальной оперной премии «Онегин». Инициатива родилась в Петербурге (ее презентацию журнал «Музыкальная жизнь» освещал в №9, 2016), и, с учетом параллельно проходившего в Москве все-российского фестиваля «Видеть музыку», где преобладали оперные постановки российских региональных театров, можно говорить о серьезном преодолении монополии «Золотой Маски» в сфере оценки достижений в этом жанре.
Как не воскликнуть: «Больше премий, хороших и разных», перефразируя известную строчку Маяковского. На Церемонии вручения наград лауреатам один из уч-редителей, президент Центра поддержки культурных ини-циатив «Культура рядом» Игорь Тарасов, объяснил, почему премия названа именно «Онегин»: «Эту оперу Чайковского знает, наверное, почти любой житель нашей страны. А при-глашение баритона Сергея Лейферкуса, одного из лучших Онегиных, возглавить жюри лишь подкрепило это решение». Экспертный совет под председательством дирижера Владимира Понькина, куда вошли известные музыкальные критики – Лариса Барыкина, Владимир Дудин и другие, отсмотрел видеозаписи сорока спектаклей, премьера которых прошла с сентября 2015 по сентябрь 2016 года. В лонг-листе номинантов были представлены театры Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска,Казани, Красноярска, Ростова, Сыктывкара, Уфы, Чебоксар. Всего в конкурсном отборе Первой Национальной премии «Онегин» приняло участие двадцать два оперных и музы-кальных театра России.
На стадии шорт-листа между собой соревновались со листы и постановки московских Новой Оперы, КМТ имени Покровского и Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, санкт-петербургских «Зазеркалья» и Михайловского театра, Ростовского музыкального театра, театров оперы и балета Астрахани, Екатеринбурга, Воронежа, Уфы. Пока присматриваются к новому начинанию наши флагманы, Большой и Мариинский, не выставившие кандидатур. Приз Премии, представляющий собой бронзовую статуэтку Евгения Онегина, был выбран по итогам конкурса среди студентов Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Жюри, куда наряду с деятелями театра Ларисой Гергиевой, Феликсом Коробовым, Александром Сибирцевым, Бадри Майсурадзе вошли также продюсеры Любовь Глазкова и Ирина Никитина и критики Ольга Русанова и Евгения Кривицкая, объявило свое решение на заключительном концерте в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Лауреатами премии в номинации «Дебют» стали Борис Степанов (Михайловский театр) за понимание стиля Моцарта и Диляра Идрисова (Башкирский театр оперы и балета), поразившая всех виртуозностью и европейским уровнем исполнения Генделя.
Лидия Ордынская.
Музыкальная жизнь. | №12 • 2016