Номинанты премии «Онегин» 2019
Сотрудничество Яна Латама-Кёнига с театром Новая Опера началось в 2008 году с участия в постановке «Лоэнгрина» Р. Вагнера. C апреля 2011 по декабрь 2018 года маэстро был главным дирижером театра, а с января 2019 является главным приглашенным дирижером. Ян Латам-Кёниг – музыкальный руководитель спектаклей: «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Трубадур» Дж. Верди, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Саломея» Р. Штрауса, «Фауст» Ш. Гуно, «Пассажирка» М.С. Вайнберга, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Пушкин» К. Боярского, «Поругание Лукреции» Б. Бриттена. Под управлением маэстро состоялись многие премьеры, в том числе российские (например, «Страсти по Луке» К. Пендерецкого) и мировые («Пушкин» К. Боярского, концертная версия). Ян Латам-Кениг является лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера – работа дирижера» (спектакль «Тристан и Изольда», 2014)
Родился в Уфе.
Профессиональное образование начал в Средней специальной музыкальной школе при Уфимском государственном институте искусств им. З. Исмагилова.
В 2000 году с отличием окончил Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова по специальности «фортепиано» (класс заслуженной артистки Республики Башкортостан, профессора Л. И. Алексеевой).
В 2003 году завершил образование в аспирантуре Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс народного артиста РБ В. И. Платонова и заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А. А. Людмилина). Прошёл двухгодичную стажировку в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс народного артиста СССР, профессора Г. Н. Рождественского).
Будучи студентом, в 1997 году приступил к работе в Башкирском государственном театре оперы и балета концертмейстером оперной труппы. В 2002 году переведён в должность дирижера. Участвовал во всех новых постановках театра, среди которых «Аида», «Травиата» (2001), «Трубадур» (2002) Дж. Верди, «Жизель» А. Адана (2003) и др.
В 2003 — 2010 гг. совмещал работу в Башкирском государственном театре оперы и балета и Государственной опере Анкары (Турция), где дирижировал спектаклями текущего репертуара и участвовал в постановках опер «Макбет» и «Травиата» Дж. Верди, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Так поступают все женщины», «Похищение из Сераля» В. А. Моцарта и др. В этот период работал приглашённым дирижёром Стамбульской государственной оперы. Сотрудничал с ведущими симфоническими оркестрами Турции: «Чукурова симфони» (г. Адана), «Беледие симфони» (г. Эскишехир), «Беледие симфони» (г. Бурса). В Анатолийском университете (г. Эскишехир, Турция) несколько лет преподавал оперную подготовку на кафедре вокального искусства.
С 2010 г. по настоящее время — главный дирижёр Башкирского государственного театра оперы и балета.
На уфимской сцене дирижировал спектаклями «Тоска», «Мадам баттерфляй» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе, «Аида», «Трубадур», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди, «Князь Игорь» А. Бородина, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Мементо» С. Низаметдинова и др.
Впервые в Уфе осуществил постановки опер «Школа влюблённых, или Так поступают все женщины» В. А. Моцарта и «Геракл» Г. Ф. Генделя (реж. Г. Исаакян, всероссийская премьера); выступил музыкальным руководителем и дирижёром-постановщиком опер «Кармен» Ж. Бизе (реж. Д. Белянушкин), «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (реж. П. Сорокин), «Салават Юлаев» З. Исмагилова (реж. И.Габитов), оперетт «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Муж за дверью». «Званый вечер с итальянцами» Ж. Оффенбаха (реж. В. Подгородинский). Выступал с многочисленными концертными программами на сцене театра. В 2012 году осуществил мировую премьеру — первое исполнение оперы «Геометрия жизни» башкирского композитора Салавата Низаметдинова. В феврале 2013 года под руководством Артёма Макарова впервые на сцене театра прозвучал «Реквием» В. А. Моцарта.
Работал в качестве дирижёра на международных конкурсах музыкальных исполнителей: Международный конкурс им. З. Исмагилова (2011), Международный конкурс им. Н. Сабитова (2012).
С 2013 по 2015 год совмещал деятельность в театре с работой музыкальным руководителем Государственной оперы Анталии (Турция). На сцене Анталийского оперного театра дирижировал спектаклями «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Макбет», «Травиата» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини. В марте 2014 года осуществил в театре Анталии постановку оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта (реж. Йекта Кара). В сентябре 2014 года по приглашению Государственной оперы Анталии принял участие в XXI Международном фестивале оперы и балета «Аспендос» (XXI Aspendos International Opera and Ballet Festival) в Турции.
Музыкальный руководитель Международного фестиваля оперного искусства "Шаляпинские вечера в Уфе". В 2016 году совместно с генеральным директором БГТОиБ И.Р.Альмухаметовым выступил одним из организаторов I Международного конкурса вокалистов им. Фёдора Шаляпина (Уфа).
В 2017 году получил звание лауреата Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Специальная премия жюри музыкального театра» как дирижёр-постановщик оперы «Геракл» Г. Ф. Генделя.
Владимир Юровский – один из самых востребованных в мире дирижеров, получивший признание во всем мире за отточенность интерпретаций и масштабность творческих замыслов. Родился в Москве в 1972. Начал получать музыкальное образование в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории. В 1990 переехал вместе со своей семьей в Германию. В 1995 дебютировал на Международном фестивале в Уэксфорде, продирижировав "Майскую ночь" Римского-Корсакова. В том же году дебютировал в Королевском оперном театре Ковент-Гарден ("Набукко" Верди).
С сезона 2017/18 Владимир Юровский занимает должность главного дирижера и художественного руководителя Симфонического оркестра Берлинского радио. В том же сезоне исполнилось 10 лет с момента приглашения на пост главного дирижера Лондонского филармонического оркестра. Среди наград и званий – титулы постоянного дирижера (наряду с сэром Саймоном Рэттлом и Иваном Фишером) Оркестра Эпохи Просвещения, художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова, художественного руководителя Международного фестиваля Джорджа Энеску в Бухаресте. Занимал посты дирижера берлинской Комише Опер (1997–2000), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–09) и музыкального руководителя престижнейшего оперного фестиваля в Глайндборне (2001–13).
С сезона 2021/22 Владимир Юровский возглавит Баварскую государственную оперу.
Окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского по двум классам – виолончели (проф. Мария Чайковская, 1996) и оперно-симфонического дирижирования (проф. Василий Синайский, 2002). Параллельно окончил аспирантуру МГК по специальности струнный квартет (проф. Андрей Шишлов, 1998).
Дирижерскую карьеру начал в Государственном академическом симфоническом оркестре России им. Е.Ф. Светланова. В дальнейшем в течение трех сезонов совмещал должность главного дирижера в двух ведущих московских оперных театрах – Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и Московском театре "Новая опера" им. Е.В. Колобова, где поставил "Норму" Беллини, "Царскую невесту" Римского-Корсакова и др.
С сентября 2004 – главный дирижер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.